Пешие маршруты: Японская дорога

Идеальный трейл для горного велосипеда и маршрут для легкого пешего трекинга.

текст: Александра Гузева | 09 июля 2019 07:34
фотографии: Никита Спивак
История тропы

Нынешний горный серпантин — остатки от рабочей дороги, которая была проложена во время строительства ГЭС-1. Пробивали туннели через горы японские военнопленные, которые находились в лагере №40 дислоцированного в Алматы в период с 1939 по 1956 года. Дорога позволяла подъезжать к шурфам и вентиляционным шахтам, контролировать строительство, а уже после — работу ГЭС: проветривать туннели, следить за напором и уровнем воды. Подъезжали по дороге и к индукционным селевым датчикам — натянутый трос к которому подключена сигнализация и в случае схода сели, трос рвался и срабатывала звуковая сирена.

Вдоль трубы проложена железная дорога, по которой при строительстве на тросе поднимались по частям трубы и бетонные блоки.

Площадки ГЭС-1 и ГЭС-2 специально спроектированы так, что вторая находится выше первой. Между ними протянуты сбросные трубы под углом в двадцать градусов, благодаря чему вода идет самотеком без использования дополнительной техники. В годы строительства ГЭС в ущелье функционировал военный городок. Зона-поселение находилась на правом склоне ущелья Аю-сай, здесь находился дом отдыха “Коммунальник”, жилой комплекс, войсковая часть, дом офицера и школа.

Особенности маршрута

С одной стороны маршрут приближен к городу, а с другой — это настоящий горный трек. Тебе откроются панорамные виды на город и ущелье. Ты сможешь взглянуть воочию на проект который использовал колоссальное количество человеческих ресурсов. Только представь, человек прорубил гору, чтобы построить туннели для воды — штольни, которых на Японской тропе встречается две.

Горный серпантин — пологий и легкий. Подъем по нему не потребует особых физических усилий, а если заходить со стороны ущелья Аю-сай, а не поселка Кокшокы, то по Японской тропе можно проехать на велосипеде. На поход тебе понадобится около трех часов, чтобы не спеша обойти окрестности. Высота над уровнем моря 1900 метров. В пути тебе откроется вид на горы Кокшокы (2 305 м), пик Каргалинский (3 675 м), Большой Алматинский пик (3 681 м), а сама тропа позволяет выйти на плато Кок-Жайляу и перевал Терешковой.

Питьевые запасы можно пополнить по пути, на маршруте встречаются родники, есть места для кемпинга и скамейки для пикника и привала. На маршруте можно наткнуться на змею, будь внимателен и возьми аптечку!

Как добраться

От пересечения улиц Аль-Фараби-Навои ходит автобус №28. Твоя остановка — родник возле оленя, куда горожане приезжают за минерализованной водой. От родника уходи налево с дороги ведущей на БАО, в сторону поселка Кокшокы. Дойдя до станции ГЭС обойди ее справа и начинай подъем по лестнице вдоль трубы, длина которой 1 174 метра — получится знатная кардиотренировка. Твоя промежуточная цель — площадка и домик, где заканчивается лестница. Там, тебя ждет пологий горный серпантин — это и есть начало Японской тропы.

Для велотуристов маршрут стартует выше ущелья Аю-сай, уходи налево с асфальтированной дороги ведущей до БАО, ты увидишь накатанную колею — это и есть Японская тропа.

Рак на Горе продолжит исследовать тропы Заилийского Алатау. Есть идеи? Пиши на в социальных сетях, здесь и здесь. Стоимость проезда на автобусе — 150 тг наличными, или 80 тг — “Онай”. Расценки за экопост в Иле-Алатауский национальный парк можешь посмотреть здесь.