Offroad-маршрут: Экспедиция Комерши-Шошанай

Продолжаем нашу рубрику offroad-маршрутов. На этот раз новой дорогой с нами поделился заядлый путешественник по имени Ишмат.

текст: Любовь Форат | 17 сентября 2019 13:46

Сразу предупредим, что весь маршрут сможет преодолеть только машина, полностью подготовленная к путешествиям по бездорожью. Уровень сложности достаточно высок, поэтому, если сомневаетесь в своих силах и в возможностях вашего авто, то отложите поездку.

О маршруте

В экспедицию мы отправились в самом конце июня. Восемь машин было изначально. Стартовали из Алматы, поехали по бетонке в направлении Чилика. После него сразу свернули направо в сторону Кегена. Проехали любимый туристами поселок Байсеит (кстати, там базар работает круглосуточно). А в самом Кегене мы заехали на заправку, залили полные баки. Дальше заправок не было.

После Кегена дорога ведет на Сарыжаз. Это то самое направление на Текес и Нарынкол, но поворачивать нужно к поселку Шалкоде, через Карасаз. После поселка Карасаз будет развилка. Направо - озеро Тузколь, знаменитое место, откуда многие любуются на великий Хан-Тенгри. Налево - поселок Шалкоде. От Кегена до поселка растягивается удивительное место, долина, которая называется Шалкоде-су. Это поистине огромная долина, у которой множество направлений и ущелий.

За поселком Шалкоде у нас была первая ночевка, оттуда тоже прекрасный вид на Хан-Тенгри. Мы прибыли туда ночью и горой смогли полюбоваться только в 5 часов утра. Лагерь был разбит на берегу реки, оттуда мы выехали в поселок Талас, расположенный близ Шалкоде в 10-15 км. За селом Талас мы свернули в сторону гор и разбили лагерь на вторую ночевку. Утром продолжили путь. Проехали по долине Шалкоде су и потом нас ждал въезд в ущелье Комирши. Он довольно примечателен.

Видны красивые белые скалы, сплошь поросшие огромными елями. Можно сказать, что так и обозначен въезд в само ущелье. От Кегена до въезда в Комирши 62 км.

Возникшие сложности

Проснувшись после второй ночевки, мы собрались ехать уже в само ущелье, но обнаружилось, что две машины были неисправны. Приняли решение отправить их обратно. У одной машины порвались ремни генератора, и хоть их экстренно заменили на б/у, продолжать поездку было бы рискованно. У второй машины были проблемы с электрикой, она еле заводилась и в любой момент могла запросто заглохнуть. Дорога впереди ждала непростая, две машины в сопровождении еще трех развернулись домой. Путешествие продолжили всего три машины из восьми.

Хорошо, что трудностей на маршруте до Комирши не было. Поломки – скорее, проблема не самой дороги, а автомобиля. Возможно, где-то недоглядели водители. Лучше решать такие проблемы в городе, и уверенно можно было бы проехать весь маршрут.
Когда мы заехали в ущелье Комирши, то начали подниматься в гору, быстро набирая высоту. Максимально добрались до 3 379 метров над уровнем моря. На пути ждали крутые и затяжные подъемы, и не самые простые. Не каждому автомобилю под силу будет их преодолеть. Обязательно подниматься на пониженной передаче. Дорог там почти нет, хотя было видно, что раньше они были. Мы колесили по горам и хребтам.

Несколько раз встречали чабанов на лошадях, которые вторили нам: “Что вы тут забыли? Здесь только мы пасем свой скот”. Но мы продолжали ориентироваться на смутные следы бывшей дороги. Дважды заезжали в тупик, но разворачивались и продолжали путь.

Была одна серьезная трудность: на высоте 3 300 нас встретил большой объем снега, который оставался лежать в горах еще с зимы. Белоснежного покрова было настолько много, что мы решили спуститься ниже, чтобы его объехать. Там нас поджидала вторая ловушка. На джиперском сленге - “рубилово”. Это пропитанная талым снегом почва, которая превращается в грязь. Можно сказать, что “порубились” мы там знатно.

В одном из направлений, где мы допустили ошибку и спустились не туда, одна машина получила боковой порез. На пути было очень много острых камней, которые запросто режут резину. Благо, была запаска и реечный домкрат. Мы успели все починить еще до того, как наши спутницы сделали бутерброды для перекуса. Не “Формула-1”, но уже наловчились. Больше проблем по маршруту и поломок не было.

В очередной раз нарвавшись на чабанов, мы узнали дорогу до самого ущелья Шошонай и одноименного поселка. Мы двигались вдоль по хребту, затем начали спускаться в ущелье и благополучно завершили свою экспедицию.

Советы в дорогу

Весь маршрут я могу посоветовать только настоящим джипперам, никак не новичкам. Бездорожье тяжелое, нужен опыт и подготовленный к испытаниям внедорожник. Но в ту сторону в качестве облегченного трипа можно запросто ездить до ущелья Комирши. Это удивительно красивое место, в самом начале там легкая дорога, много беседок и мест для кемпинга. Можно ехать семьями и наслаждаться красотой.

Нас было трое: TLC (Toyota Land Cruiser) 105, TLC 80 и Nissan Patrol Y60. Главное, чтобы авто было подготовлено. Что при себе обязательно нужно иметь в такой долгой и тяжелой поездке:

- усиленная подвеска;
- лифт-комплект и блокировка, потому что на пути поджидает много камней, которые норовят пронзить брюхо автомобилю;
- резина, способная выдержать натиск грязи и брод;
- шноркель, если на пути ждет глубокая река;
- реечные домкраты (hi jack), запасные колеса, рейки, лебедки;
- стропы статические и динамические;
- рации, потому что в горах абсолютно нет связи. Лучше всего подойдут встроенные СиБи рации.
- дополнительная провизия, спальники, питьевая вода, горелки и пр.

Но самое главное - это опыт вождения. Какой бы ни был подготовленный автомобиль, если на бездорожье впервые, то все будет бессмысленно.

В подобном путешествии важно реально оценивать ситуации, погодные условия, сезонность. Например, когда мы заезжали в Комирши, стояла ясная погода, а спустя 2-3 часа набежали тучи. Мы понимали, что из ущелья мы не поднимемся, если пойдет ливень. Но у нас было достаточно провизии, воды, была одежда, горелки и спальники. Наша экспедиция бы смогла день-два подождать до высыхания почвы после дождя, ведь мы были снабжены абсолютно всем для существования в горах. Такие путешествия непредсказуемы. К ним нужно готовиться морально, физически и, конечно, максимально готовить свой автомобиль.

Рак на Горе готов делиться со своими читателями новыми маршрутами и впечатлениями. Мы уже писали материал об offroad-путешествии в ущелье Кенсу. Если вам тоже есть чем поделиться с нами, пишите в социальных сетях здесь и здесь.