Личный опыт: экспедиция на Алтай

Рак на Горе пообщался с оффроад-путешественником, совершившем экспедицию по Алтаю в Восточном Казахстане. Что посмотреть, где отдохнуть и полный маршрут описываем в новом материале.

текст: Любовь Форат | 17 октября 2019 09:22

Алматинец Куаныш увлекается поездками около четырех лет. За это время он много путешествовал по Казахстану, бывал в популярных местах близ Алматы, посетил соседний Кыргызстан, но совсем недавно решил, что пора открыть для себя что-то новое и отказаться от мест, в которых уже был не раз. Так и зародилась задумка уехать в сторону Алтая.

Подготовка поездки и нюансы

Еще в 2017 году я узнал о том, что “Номад клуб” отправился в сторону Алтая, специально, чтобы проложить маршрут для поездки джиперам на следующий год. Тогда я и решил, что летом 2018-го поеду вместе с клубом. Но в запланированные даты поездки у меня родился сын, и я отложил путешествие еще на год.

Но и в этом году летом, когда “Покатушки клуб” решил поехать по проложенному маршруту, мне помешали обстоятельства. Думаете, я сдался? Нет. Просто вместо летнего сезона выехал к цели в начале сентября. Взял отпуск на работе, учеба в магистратуре кончилась, и я уже точно знал, что поеду. Меня поддержал друг Нурсеит, вместе мы когда-то уже ездили в Кыргызстан. Затем о путешествии узнал мой товарищ Марат из города Караганды, он тоже примкнул к нам. Чуть позже, когда Марат уже прибыл в южную столицу, он познакомил нас с последним участником экспедиции Михаилом. Так, квартетом, и решили ехать. Как раз у Миши был свой просторный, комфортный микроавтобус Delica. После долгих размышлений, как ехать — на одной машине или двух, решили ехать на одной, потому что так веселее и удобнее. Водители могут меняться чаще, соответственно, быстрее преодолевается расстояние без усталости. Выбор пал на Delica. Машина хорошая, подготовленная к долгой поездке, окрас уникальный, с шинами АТ, лифтом 4,5 см. В машину загрузили большую лопату, динамическую стропу, насос, крокодилы на всякий случай.

Итак, путь примерно такой: из Алматы через Алаколь, потом на Курчумскую переправу (что на реке Иртыш), попасть на Маркаколь, проехать село Урунхайку, оттуда по староавстрийской дороге выехать на трассу Катон-Карагай, дальше на Рахмановские ключи и к озеру Язевое, потом город Усть-Каменогорск.

По трассам везде можно купить продукты и встретить заправки с нормальным бензином. С собой из продуктов взяли только немного консервов, китайской лапши, тушенки, макарон и напитки на пару дней. Остальное докупали по дороге. Бензина при себе была всего одна канистра. Маршрут не такой дикий, как кажется на первый взгляд.

Начало поездки

Рано утром мы выехали из Алматы и поехали через Лепсы. Сделали небольшой крюк, потому что по той трассе гораздо проще ехать. Везде перед Алаколем ведутся ремонтные работы, перекладывают асфальт, и прямой путь занял бы много времени и нервов. Часам к пяти мы уже были чуть выше озера, на Сасыкколе. Решили поискать себе место и, отъехав от дороги метров 500, застряли в сазах — мягкой вязкой грязи. Как мы ни старались ее вытащить и откопать, все было бесполезно. В итоге пришлось искать постороннюю помощь. Спустя час голосования на трассе нам наконец улыбнулась удача. Семья ехала из Тараза и остановилась нам помочь. Нелегко было объяснить, чего мы хотим, ведь с трассы не видно нашу застрявшую Delica. Но, благо, нас все-таки вытащили, а водитель так ничего взамен и не взял.

Еще в первую нашу ночевку запомнилось вот что: стая шакалов. Они собрались вокруг нашего лагеря и выли, но, честно, страшно не было. Как мы и думали, они просто подошли, взяли со стола еды и были таковы. А еще один человек из нашей компании каждый вечер медитирует. Представьте себе картину, что вокруг умиротворенного человека собралась кучка хищников. Вреда они ему не нанесли, но мы все равно были на стреме.

Утром второго дня от озера мы двинулись на север. На трассе мы встретили тех, кому нужна была помощь. Машина у них сломалась, и мы прицепили их к себе с помощью троса. Ехали километров 15 до следующего поселка, там они и остались, а мы двинули дальше. Невольно углядели в этом смысл: нам помогли — мы помогли.

К Иртышу мы прибыли вовремя, потому что как раз с противоположного берега прибыл паром, он загружал на борт автомобили, и мы тоже встали в очередь. Всего за раз вмещается 40 машин, стоимость поездки в одну сторону — 2,5-3 тысячи тенге. Первый раз передвигались на пароме таким образом. На это ушло около 40 минут. На пароме было уютно, много людей, кафетерии, атмосфера незабываемая. Знаете, живя в мегаполисе вроде Алматы. трудно представить, что в Казахстане есть такие масштабные переправы через реки.

На соседнем берегу мы были уже в 9 часов вечера. Решили заночевать у Иртыша. Нашли место, где недалеко рыбачил местный. Нам он даже не удивился, немного пообщались, он дал нам советы по рыбалке и уехал, а мы разбили лагерь. Ужин поймали себе сами. Тихий одинокий пляж, теплая вода, на следующий день мы там даже купались, помню, жарко было.

Середина пути

На третий день мы выехали только в полдень. Взяли курс на село Урунхайка, что стоит на Маркаколе. Дорога была ужасная, грунтовка, какие-то каменные перевалы, горки — врагу не пожелаешь. По дороге мы дозаправились, и вдруг стало четко ясно, что мы словно в другом климатическом поясе, потому что внезапно начался дождь, степной пейзаж сменился лесным, везде зелено, грязь на дороге, но все равно красиво! До села мы доехали уже немного усталые, зашли в магазинчик, закупились немного и спросили у продавца, где нам можно остановиться. С нами поделились номером телефона и адресом гостевого дома, и мы решили расположиться там. Поселок небольшой, жителей всего около 500 человек. Все под рукой.

Гостиница оказалась большая, на пять номеров. Нас тепло приняли, мы согрелись за ужином, а потом еще в бане. Сам хозяин и его жена работают в лесничестве, оба госслужащие. Утром они готовят для гостей завтрак и обед, растапливают баню по желанию, а потом уходят на основную работу в офис. Там все хорошо обустроено для туристов.

На четвертый день, когда мы решили насладиться местной природой, нас предупредили, что рыбачить и плавать на озере пока нельзя, поскольку совсем недавно поймали браконьеров, которые достаточно серьезно разорили местную озерную фауну. Все очень строго регламентировано. Нам пояснили, какие есть маршруты, и мы выехали на прекрасную поляну, где хорошенько отдыхали полдня. Место замечательное: тихо, чисто, много уток и аистов.

Решили в тот день двинуться по староавстрийской дороге, поэтому, распрощавшись с радушными хозяевами, продолжили путь. Сначала дорога была широкая, потом она уходила в какое-то село, а мы свернули налево и попали на узкую каменистую дорогу. Это и была староавстрийка — дорога протяженностью около 65 км, построенная после Первой Мировой войны. Проехав половину дороги, мы свернули на небольшую полянку и решили остаться там с ночевой. По пути набрали кучу грибов, которые закипятили, пожарили и съели тут же. А вот ночь выдалась холодная, пришлось спать в машине. Утром обнаружили, что вода, которую мы оставляли в стаканах, превратилась в лед. Настолько в тот раз было холодно.

Хотя состояние дороги оставляло желать лучшего, виды открывались потрясающие. Мы добрались до смотровой площадки, где стоят беседки, указатели и пост пограничника. С площадки открывается вид в долину Катон-Карагай. Еще совсем немного — и мы наконец выехали на асфальт, даже обрадовались ему. По трассе добрались до заправки в селе Берель, а там свернули опять на бездорожье и 14 км ехали до Рахмановских ключей. В 2008 году лес у ключей выгорел на многие километры, на месте мы даже встретили дежурную пожарную машину. Печальное зрелище.

Нам повезло, что в самом санатории мест было много. Основной поток туристов уже отошел, и мы въехали без проблем. В августе там мест не было, так что я еще раз убедился, что правильно выбрал время. Дом, который мы сняли, был большой, комфортный, вкусное трехразовое питание, минеральные воды, баня на самом берегу, где река выходит из озера Рахманы. У санатория много туристов, которые гуляют в горах, поднимаются выше. На лодках можно добраться до водопада. Цивилизованное место, где можно хорошо отдохнуть. Сама территория санатория огорожена — как нам объяснили, от диких зверей.

Последние дни путешествия

Шел шестой день. После завтрака и прогулки мы выехали обратно вниз по грунтовке. Там встретили очень интересное строение. Это оказалась церковь, очень маленькая, всего полтора на полтора метра, сделана из дерева, и на ней была надпись о том, что одному человеку привиделся святой, который и попросил построить на этом месте такую вот церковь. Интересное место, особенное.

Оттуда мы поехали вниз по асфальту 20 км, затем повернули в сторону озера Язевое. К тому времени, честно говоря, мы уже порядком устали от поездки и хотели поскорее добраться до места. Дорога до Язевого оказалась грунтовая, еще длиннее, чем до Рахмановских ключей. Там также оказалось очень уютно, хорошие дома для отдыха. Даже есть специальная беседка, откуда можно наблюдать за Белухой. Само Язевое очень красивое, большое и более дикое, чем те, которые мы встречали до него. Нам оно понравилось. Многие туристы оттуда отправляются к Белухе, это популярное место. Там были хорошие условия для рыбалки, но много времени в этом чудесном месте мы не провели. Порыбачили, отдохнули и направились в сторону Усть-Каменогорска. В тот же день мы были там уже в 11 часов вечера. Один наш местный знакомый помог забронировать отель, и мы уже заночевали в более комфортных условиях.

На седьмой день мы выехали рано утром, нам самим было интересно, как быстро мы сможем преодолеть обратный путь. Марат, которому из Усть-Каменогорска было ближе к родной Караганде, остался. В обед он уже был дома, а мы втроем повернули обратно в сторону Алматы. Добрались до Лепсы, вечером были в Талдыкоргане, а к полуночи благополучно прибыли домой.

В целом, все прошло очень хорошо, даже лучше, чем загадывали, машина нас ни разу не подвела, хотя, конечно, был риск того, что мы можем застрять в абсолютно безлюдном месте и нас никто не вытащит. Но все обошлось. Уже через неделю после поездки навалилась усталость от суеты. Если бы путешествие было отложено еще на 8-10 дней, то оно бы уже не получилось таким незабываемым.

Восточный Казахстан — как другой мир. Алтай — особое место, отдельный штат Казахстана, в котором свой колорит и очень много красивых мест, которые стоит посетить. Но и люди тоже запоминающиеся, особенно в Урунхайке.

Как я уже сказал, поездка превзошла все ожидания. Правда, тем, кто собирается ехать по тому же маршруту, я бы посоветовал вот что: обязательно возьмите отпуск для такого путешествия. О еде и бензине сильно беспокоиться не стоит: по пути есть магазины, кафе, заправки. Бродов, как я ожидал, не было. Везде поставлены хорошие современные мосты. Самое главное — подготовьте машину. Выезжать лучше в начале осени. Отдыхаешь — и не мучают жара и комары. Погода еще теплая. Еще возьмите с собой две горелки на газу. Нас, например, одна подвела. Хорошо, что прихватили две. Фонарики также не лишние.

Чаще всего любители бездорожья в поездки отправляются на 1-3 дня, а на 8 дней предпочитают улетать за рубеж. Я думаю, что люди должны знать красоту своей родины и посещать такие прекрасные места. Нужно прививать любовь к природе. Люди, живущие в мегаполисах, улетают в отпуск, думая, что где-то там лучший сервис, но ведь наша родина тоже полна красивыми и уникальными местами.